Лента новостей

Опубликовано: 19.05.2020

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, УЧАЩИЕСЯ ШКОЛЫ, РОДИТЕЛИ!

Просим вас до 21 мая 2020 года принять участие в опросе общественного мнения

по теме «Вопросы организации и проведения ЕГЭ».

Для участия в опросе необходимо пройти по ссылке: https://webanketa.com/foms/68w3edsk74gp2cv3cgr34dhm/

Результаты опроса будут размещены на сайте Общественной палаты.

Опубликовано: 19.05.2020

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Юридическая ответственность — вид социальной ответственности; предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия; предусмотренное законом и применяемое органами государства принудительное ограничение или лишение правонарушителя определенных благ.

Юридическая ответственность представляет собой правоотношение, в которое вступают субъект права, совершивший правонарушение, и государство в лице компетентных органов, применяющих предусмотренные законом методы принуждения.

В зависимости от вида правонарушений (административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная и т.д.) различают соответствующие виды юридической ответственности, каждому из которых присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

 

  1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Совершаемые несовершеннолетними правонарушения обоснованно вызывают особую обеспокоенность общества, поскольку во многом определяют состояние правопорядка не только в текущий момент, но и в ближайшем будущем.

В соответствии с КоАП РФ субъектом административной ответственности может выступать лишь лицо, которое достигло определенного возраста и отвечает определенным условиям. Так, в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено лицо, которому к моменту совершения административного правонарушения исполнилось шестнадцать лет.

Одновременно в части второй вышеуказанной статьи установлено, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав имеет право с учетом конкретных обстоятельств дела применить к лицу в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившему административное правонарушение, меры воздействия, установленные федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних, освободив его от административной ответственности.

Таким образом, законодатель считает, что лица, достигшие шестнадцати лет, уже способны осознавать социальное значение своего поведения, обязаны понимать и уважать права и свободы иных лиц, правильно оценивать возможные последствия своих действий и отвечать за них.

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения - отягчающим вину обстоятельством.

  Из всех видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два - это предупреждение и административный штраф.

Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка административный штраф взыскивается с родителей несовершеннолетнего или иных законных представителей.

Рассмотрим вопрос о том, какая административная ответственность предусмотрена за правонарушения, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними.

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества,  - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 12.6. Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Статья 13.24. Повреждение телефонов-автоматов- влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

  Статья 20.21. Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Помимо КоАП Российской Федерации административная ответственность несовершеннолетних предусмотрена и Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».

Так например, нарушение установленных законодательством Краснодарского края требований к выгулу собак влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Нарушение общественного порядка, выразившееся в совершении действий, нарушающих тишину и покой граждан, а равно любое использование повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, в киосках, павильонах, летних ресторанах, кафе, дискотеках, на балконах или подоконниках при открытых окнах, а также громкое пение и игра на музыкальных инструментах, подача неоднократных звуковых сигналов в период с 23.00 до 07.00 часов влекут наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.

Безбилетный проезд и (или) провоз неоплаченного багажа в городском наземном электрическом транспорте общего пользования либо в автомобильном транспорте общего пользования муниципального городского, муниципального пригородного или муниципального междугородного сообщения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере двухсот рублей.

 

  1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

 

Комплекс родительских прав и обязанностей по воспитанию ребенка и заботе о нем в соответствии с действующим законодательством включает в себя: обязанность по содержанию ребенка (п. 1 ст. 60 СК РФ); право и обязанность по воспитанию ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ); преимущественное перед всеми другими лицами право на воспитание и обучение ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ); обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ); обязанность обеспечить получение ребенком общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ); право выбора с учетом мнения ребенка образовательной организации и формы обучения до получения им основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ); обязанность защищать права и интересы ребенка (п. 1 ст. 64 СК РФ); обязанность обеспечивать интересы ребенка как предмет основной заботы о нем (п. 1 ст. 65 СК РФ); запрет причинять вред психическому и физическому здоровью ребенка, его нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ); право на оказание содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи (п. 4 ст. 65 СК РФ); запрет родителю, с которым проживает ребенок, препятствовать другому родителю в общении с ребенком, в участии в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ); право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных организаций (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Некоторые обязанности носят пассивный характер, то есть требуют воздержания от негативно влияющих на физическое и психическое состояние ребенка факторов (в частности, от применения насилия). Другие же нуждаются в активных действиях родителей (содержание ребенка, обеспечение получения им общего образования и т.д.).

За ненадлежащую заботу о детях родители несут гражданскую,  уголовную, а также административную ответственность.

Частью 1 ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено административное наказание за нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, а также воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, а частью 3 - за повторное подобное нарушение.

Если родитель уклоняется от исполнения родительских обязанностей, в том числе от уплаты алиментов, это может повлечь лишение его родительских прав (ст. 69 СК РФ). В случае неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения алиментов возможно привлечение такого родителя к административной ответственности (ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ).

Кроме того, ст. 6.10, ст. 6.23 КоАП РФ предусматривают составы административного правонарушения, где законодатель в качестве непосредственного объекта определяет здоровье ребенка, в то время как охрана и обеспечение прав детей на охрану их здоровья родителями (лицами, их заменяющими), обязанность заботиться о психическом и физическом развитии ребенка, о его здоровье является составной частью обязанности по надлежащему воспитанию.

Часть 2 статьи 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Часть 2 статьи 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Кроме того, Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» содержит еще одну важную статью, направленную на обеспечение безопасности детей. Часть 3 статьи 2.9 комментируемого закона предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа за необеспечение родителями (лицами, их заменяющими) мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

 

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним, например попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п. (п. 1 ст. 1073 ГК РФ; пп. «а» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1).

Кроме того, обязанность по возмещению вреда, причиненного малолетним (в том числе и самому себе), несут организации или лица, под присмотром которых малолетний временно находился, в случае неосуществления должного за ним надзора в момент причинения им вреда. К таким лицам и организациям относятся, в частности (п. 3 ст. 1073 ГК РФ; п. 14, пп. «а» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1):

- образовательная организация (например, детский сад, общеобразовательная школа, гимназия, лицей);

- медицинская организация (например, больница, санаторий);

- организация, осуществляющая в этот период надзор за малолетним;

- лицо, осуществлявшее надзор за малолетним на основании договора;

- по достижении лицом, причинившим вред, совершеннолетия;

- когда лицо, причинившее вред, до достижения совершеннолетия приобрело дееспособность.

В случае появления у несовершеннолетнего достаточных для возмещения вреда средств ранее достижения им 18 лет исполнение обязанности родителями (усыновителями), попечителями приостанавливается и может быть возобновлено, если соответствующие доходы прекратятся (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1).

Вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению в полном объеме на общих основаниях самим несовершеннолетним (п. 1 ст. 1074 ГК РФ; п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1).

Однако в случае, когда у несовершеннолетнего отсутствует доход или имущество, достаточное для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Так, вред подлежит возмещению родителями (усыновителями), попечителями, если с их стороны имело место безответственное отношение к воспитанию несовершеннолетнего и неосуществление должного надзора за ним, например попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п. (пп. «а» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1).

Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность (п. 3 ст. 1074 ГК РФ).

 

  1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Необходимость установления минимального возраста уголовной ответственности объясняется тем фактом, что человек далеко не с момента рождения становится способным осознавать социальную сущность своих поступков.

Уголовное право различных стран устанавливает разный возраст уголовной ответственности: США -16 лет, Франция -13 лет, Германия -14 лет, Япония -14 лет. Англия - 10-17 лет (по различным преступлениям), Ирландия -10-12 лет, Финляндия -15 лет.

Уголовным кодексом РФ предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности -16 лет.

Вместе с тем, УК РФ содержит ряд составов преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. Это убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, хищение или вымогательство оружия, наркотических средств, террористический акт, вандализм, похищение человека, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и др. Практически все эти преступления являются тяжкими.

Несовершеннолетие виновного признается в УК РФ в качестве обстоятельства, дифференцирующего уголовную ответственность, а именно признается обстоятельством, смягчающим наказание (п. «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Виды уголовных наказаний, назначаемых несовершеннолетним, определены в ст. 88 УК РФ:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

 

  1. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

 

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ перечень отягчающих обстоятельств, содержащийся в ст. 63 УК РФ, дополнен п. «п», которым предусмотрено усиление уголовной ответственности за совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которого законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней), т.е. специальным субъектом.

Статья 116 УК РФ - Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, в отношении близких лиц  (к которым согласно примечанию к комментируемой статье относятся дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети), а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Часть 2 статьи 150 УК РФ - Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего,  наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Часть 2 статьи 154 УК РФ- Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством), совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 156 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ наступает лишь в случае жестокого обращения с детьми в сочетании с неисполнением обязанностей по их воспитанию. Жестокое обращение предполагает обязательное воздействие на несовершеннолетнего, в результате которого потерпевший испытывает физические и нравственные страдания.

Привлечь родителя к уголовной ответственности также  возможно, если он не уплатил алименты без уважительных причин неоднократно, был привлечен к административной ответственности и за неуплату алиментов и считается подвергнутым административному наказанию (п. 1 примечания к ст. 157 УК РФ; ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Вместе с тем при определенных обстоятельствах суд может освободить родителей от уголовной ответственности (ст. 76.2 УК РФ).

 

Несовершеннолетние и наркотики

Наркомания в настоящее время – одна из злободневных тем, которая волнует все мировое сообщество. Это трагедия не только семьи, в которой есть больной наркоманией, но и всего социума. Трагедия в том, что наркомания поражает людей молодого возраста, а начинается все с подростковых лет.

Девять статей Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Уголовно наказуемыми являются незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота (ст. 228.2 УК РФ); хищение либо вымогательство (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), а также контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188 УК РФ).

Уголовной ответственности за совершение указанных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. За хищение и вымогательство наркотических средств и психотропных веществ уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Если одно из преступлений совершено лицом до наступления возраста привлечения к уголовной ответственности, то полиция совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних применяют меры воздействия к совершившему противоправное деяние лицу, а также его родителям (законным представителям). Характер применяемых мер менее строг по сравнению с уголовной ответственностью.

Чтобы остановить наркоманию среди подростков необходима совместная работа не только всех органов и учреждений системы профилактики по противодействию безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но и прилагать усилия со стороны родителей и законных представителей к должному и правильному воспитанию детей, формированию у них правового сознания и негативного отношения к такого рода порокам общества.

Несовершеннолетний и ПДД

 

Основная причина несчастных случаев с несовершеннолетними на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения как водителями транспортных средств, так и детей.

Основными нарушениями несовершеннолетними являются:

- Переход проезжей части дороги в зоне видимости пешеходного перехода;

- Движение по дороге при наличии тротуара;

- Управление транспортными средствами не имеющими на это право;

- Управление велосипедом на проезжей части дороги не достигшим 14-ти летнего возраста.

Напомним, что согласно п.4.1.ПДД РФ «Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам», «При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», «При переходе дороги и движении по обочинам  в темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенного пункта обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами».

Согласно п.2.1.1. ПДД РФ «Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории», п.2.1.2. ПДД РФ «При управлении мотоциклом или мопедом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема».

Согласно п.24.1 ПДД РФ «Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов»; п.24.2 «Допускается движение велосипедистов старше 14 лет по правому краю проезжей части если отсутствует велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним».

Инспекторы ГИБДД призывают всех участников дорожного движения к соблюдению ПДД.

           «Права ребёнка в России с рождения до совершеннолетия»

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, которая устанавливает основные права граждан.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами, которые предусмотрены Конституцией РФ.

Основные права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Таким образом, дети уже с момента рождения обладают определенными правами.

Возникает закономерный вопрос: кто такие «дети»? Это лица, не достигшие 18 лет.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вместе с тем, права детей немного отличаются от прав взрослых.

Чтобы понять, в чём заключается это отличие, надо знать значение двух юридических слов: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это способность иметь все те права, которые предусмотрены Конституцией РФ, она возникает у каждого человека с момента рождения.

Дееспособность - это способность совершать определенные действия для приобретения и использования всех конституционных прав в полном объеме. Дееспособность возникает только с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет.

Например, ребенок не обладает избирательным правом; он не может самостоятельно получить кредит, выехать за границу, управлять автомобилем.

Поэтому до наступления совершеннолетия дети большую часть своих прав реализуют через родителей (законных представителей).

Так какими же правами обладает ребенок?

Можно выделить следующие основные права ребенка, гарантированные Конституцией РФ:

-право на жизнь,

-право на свободу и личную неприкосновенность,

-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

-право на воспитание в семье,

-право на образование,

-право на жилище,

-право собственности и наследования.

Так, право на жизнь является неотъемлемым правом человека, так как возникает с момента его рождения и ограничению не подлежит.

Данное право подразумевает под собой запрет на произвольное лишение человека жизни, а также ответственность государства за обеспечение охраны жизни. В связи с этим, государством принимаются меры, направленные на защиту жизни каждого человека, например, путем установления уголовной ответственности.

Жизнь детей является наивысшей ценностью, поэтому все законы, принятые во исполнение Конституции РФ, направлены в первую очередь охрану жизни детей, создание благоприятных условий для их проживания.

Право на свободу составляет фундамент всех индивидуальных прав, является главной ценностью права и критерием правового государства

Защита личной свободы - физической и психической неприкосновенности - есть ограждение от зависимости, давления и принуждения.

Свобода заключается в возможности жить по-своему, по собственному самовыражению, делать все, что не приносит вреда другому человеку, а также в отсутствии препятствий к совершению действий. Свобода является противопоставлением всякому рабству и неволе, физическому и духовному насилию и принуждению.

Так, торговля детьми, их похищение и эксплуатация, в том числе рабский труд детей, в Российской Федерации запрещены. За совершение таких действий также установлена уголовная ответственность.

Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами.

Поэтому согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Так, например, образовательные учреждения тоже должны создавать необходимые условия, обеспечивающие охрану здоровья детей во время образовательного процесса.

Кроме того, согласно действующему законодательству несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет вправе самостоятельно принимать решение о согласии на медицинское вмешательство или об отказе от него.

Из положений Конституции РФ следует, что каждый ребенок имеет право на воспитание в семье. Детство и семья находятся под защитой государства.

Семья, материнство, отцовство и детство являются социальными ценностями общества.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется государством, общественными объединениями, системой нравственных ценностей, сложившихся в обществе.

Забота о семье, материнстве, детстве, отцовстве означает создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав.

Воспитание ребёнка в семье является приоритетным. Каждый ребенок имеет право на заботу со сторону родителей. Государством принята целая система социальных мер поддержки семей, в которых воспитываются дети (например, поддержка многодетных семей).

Никто не может просто так забрать ребенка у родителей и разрушить семью.

Однако иногда в силу жизненных обстоятельств у ребенка может не быть своей семьи и родителей. В связи с этим, государством предусмотрена возможность устройства детей в другую семью (например, посредством усыновления, установления опеки, устройства в приёмную семью).

Каждый ребенок имеет право на образование.

Получение основного общего образования обязательно, поэтому родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Чтобы каждый ребенок мог получить образование, законодательством предусмотрены:

-различные виды образовательных учреждений, в том числе образовательные учреждения для детей-инвалидов;

-многообразие форм обучения, в том числе самообразование, семейное образование, домашнее обучение;

-возможность использования образовательных технологий, в том числе дистанционное и электронное обучение;

-меры социальной поддержки и стимулирования, например, в предусмотренных Законом случаях обеспечение транспортом, питанием и местами в общежитии, выплата стипендий, материально помощи и т.д.

Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.).

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Таким образом, право ребенка на жилище, как правило, обеспечивается его законным представителем.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, в том числе и ребёнок.

Сейчас многие дети являются собственниками квартир, приобретенных в долях родителями, полученных в дар или по наследству.

Право частной собственности, например на ту же самую квартиру, охраняется законом.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Помимо этого государством предусмотрен особый механизм охраны имущественных прав детей.

Так, например, родители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделки по отчуждению квартиры, принадлежащей ребенку.

Право на получение наследства гарантировано детям. Они вправе получать наследство, как по закону, так и по завещанию.

Кроме того, несовершеннолетние дети в случаях, установленных законом, имеют право на обязательную долю в наследстве.

Необходимо отметить, что в целях соблюдения конституционных прав в России законодательством предусмотрен целый механизм их реализации и защиты.

Чтобы права любого человека, в том числе и ребёнка, не нарушались, Конституцией РФ гарантируется государственная защита таких прав.

Обеспечение прав детей в настоящем – это залог стабильного развития и процветания России в будущем.

Также на защиту прав детей направлены и иные правовые акты:

-Гражданский, Семейный, Трудовой, Уголовный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и другие кодексы;

-Федеральные законы:

«Об образовании в Российской Федерации»,

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»,

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», и другие.

Защиту прав детей осуществляют, в первую очередь, их родители (законные представители), а также: органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, государственные и муниципальные учреждения, общественные объединения и правозащитные организации.

Помимо этого, в России уже длительное время существует Уполномоченный по правам ребёнка, деятельность которого направлена только на защиту прав детей.

 Конституцией РФ предусмотрено, что осуществление человеком своих прав не должно нарушать права других лиц.

Таким образом, главным условием при реализации своих конституционных прав является уважение прав других людей.

 

Опубликовано: 18.05.2020

 

Опубликовано: 13.05.2020

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения любого человека.

Что такое гигиена? В переводе с греческого «гигиена» значит «здоровый»Гигиена – это наука, которая занимается охраной здоровья, предупреждением заболеваний. Девиз правил гигиены: «Чистота - залог здоровья!»

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены — комплекса мероприятий по уходу за ко­жей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Очень важно воспитывать у младших школьников навыки личной гигиены и, в первую очередь, поддержания чистоты тела и одежды.

Личная гигиена — это ежедневное, систематическое выполнение гигиенических правил по уходу за телом, одеждой, обувью и жили­щем.

Правила личной гигиены просты, легко выполнимы, однако, чтобы они стали привычкой каждого младшего школьника, необхо­димо обучать и закреплять их повседневно и в школе, и дома.

Гигиена тела. Всё тело человека покрыто кожей, которая защищает тело человека от болезней. Во время подвижных игр ребёнку становится жарко, на его коже появляются капельки пота. На коже человека всегда присутствует тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать. Крайне важно приучить детей тщательно мыть руки. Уже в первом классе необходимо научить учащихся правилам умывания и ухода за телом:

- утром и вечером умываться в майке, а ещё лучше – раздетым до пояса;

- руки мыть водой с мылом, высоко засучив рукава;

- тереть следует не только ладони, но и тыльные стороны кистей;

- ногти мыть с помощью специальной, хорошо намыленной щётки (ногти на руках и ногах – места скопления грязи, поэтому их, тщательно вымыв, надо коротко состригать через каждые 6 – 7 дней: на руках – дугообразно, по форме концевой фаланги пальца, а на ногах – прямо, без срезания углов, во избежание их врастания в кожу);

- вытираться после умывания надо насухо, кожу рук после мытья желательно смазывать смягчающим кремом;

- лицо надо мыть чистыми руками два раза в день – утром и вечером;

- каждый школьник должен иметь личное полотенце для лица и рук и отдельное полотенце для ног, (пользование общим полотенцем может привести к передаче целого ряда кожных заболеваний, особенно грибковых);

- в целях профилактики глистных и заразных кожных заболеваний дети должны обязательно мыть руки горячей водой с мылом после игр с животными;

- ноги надо мыть ежедневно на ночь водой комнатной температуры (это уменьшает их потливость и способствует закаливанию).

Уход за волосамиКаждый волос существует от 3—4 месяцев (рес­ницы) до 3—4 лет (волосы на голове). После этого волос выпадает, со­сочек несколько месяцев отдыхает, а затем из него вырастает новый волос. За день волосы головы отрастают на 0,2—0,4 мм, они могут достигать длины 1—1,5 м. В руководствах по гигиене детей рекомен­дуется мыть голову 1 —2 раза в 7—10 дней. Очевидно, не будет особого вреда для волос, если мыть голову и чаще. Девочкам рекомендуется к решению этого вопроса подходить сугубо индивидуально (в зависимости от длины волос). Для маль­чиков аккуратная, достаточно короткая прическа будет выглядеть чисто и опрятно при мытье головы 1 раз в 3—4 дня.

Гигиена полости рта.  Уход за зубами является неотъемлемой час­тью поддержания хорошего здоровья. Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы два раза в сутки — утром и вечером (утром — после завтрака). В настоящее время существует большое количество видов зубных паст, облада­ющих теми или иными преимуществами, и их выбор (так же как и выбор зубной щетки) — дело индивидуальное или результат беседы со стоматологом.
После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слег­ка теплой водой.
Дети должны знать, что больные зубы могут быть причиной возникновения заболеваний сердца, суставов, почек. С шести лет у детей молочные зубы начинают меняться на постоянные. Достаточ­но хрупкие, они легко подвергаются заболеваниям и могут привести к порче находящихся рядом постоянных зубов. По уходу за зубами младшие школьники должны усвоить следующие правила:
-Каждый ребенок должен иметь свою личную зубную щётку, которая хранится в специальном футляре.
-Пищу необходимо пережёвывать обеими сторонами че­люсти.
-Для лучшего сохранения эмали зубов пища не должна быть слишком горячей; разгрызание неокрепшими детскими зубами твёрдых орешков, сахара, конфет нежелательно, полезно для зубов есть сырую морковь, яблоки, капусту.

Гигиена одежды и обуви. Требования к детской одежде опреде­ляются в первую очередь физиологическими особенностями детей, отличными от организма взрослых.
Для детского белья наиболее оптимальны хлопчатобумажные ткани и трикотажные полотна.
Верхняя детская одежда должна быть теплой, легкой, не стеснять движений детей. Большое значение для детской одежды имеет ее конструкция, которая должна обеспечивать свободу движения, дыхания и крово­обращения. Тесная, плотно облегающая одежда сдавливает поверх­ность тела и может ухудшать общее самочувствие ребенка.
В холодное время года при пребывании детей в помещении одежда их обычно состоит из двух слоев (белье и костюм), а при пре­бывании на открытом воздухе — из трех слоев (белье, костюм, паль­то). Следует помнить, что слишком теплое одевание детей создает условия для простудных заболеваний.
Что касается требований к детской обуви, то в первую очередь ее размер, фасон и жесткость подошвы не должны препятствовать ана­томическому развитию стопы. Жесткая подошва, выполненная из синтетических материалов, затрудняет ходьбу, мешая подвижности в суставах, повышает температуру кожи ноги и потоотделение. В целях предупрежде­ния плоскостопия рекомендуется носить обувь на невысоком (1-2 см) каблуке.
Время пребывания в спортивной резиновой обуви (кеды, полу­кеды) должно быть ограничено продолжительностью спортивных занятий. Не рекомендуется использовать специальную спортивную обувь в качестве сменной, школьной обуви!
Следует обучить детей простейшим приемам самостоятельного ухода за одеждой и обувью:
-Возвратившись из школы, необходимо переодеться, по­весить школьную форму в определенное место.
-На уроки физической культуры приходить только в спортивной форме.
-Выполняя работу по дому или по самообслуживанию в школе, надевать халат или фартук.
-Во время еды или мытья посуды нельзя вытирать руки об одежду, следует пользоваться салфетками, полотенцем.
- Садиться только на чистый стул; нельзя садиться на зем­лю, на пол.
- Постоянно следить за целостностью одежды, очищать от пыли щеткой (только не в жилой комнате).

Кожа — это не только защитный покров тела, но и орган, прини­мающий участие в процессах дыхания, выделения и обмена веществ. Для того, чтобы кожа функционировала нормально, необходимо содержать ее в чистоте. Пренебрежение уходом за кожей тела может привести к ряду довольно серьезных расстройств здоровья человека.

 

Беседа на тему:

Стать здоровым ты решил – значит, соблюдай режим!

 

Человек является частью природы, потому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Чтобы быть здоровым, необходимо, чтобы все части организма ребёнка работали слаженно. Важно, чтобы все элементы режима «включались» строго последовательно в одно и то же время. Соблюдающие режим дня дети быстрее втягиваются в работу, быстрее засыпают и меньше устают. Режим дня должен обязательно включать: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия: музыка, чтение, самообслуживание, выполнение личной гигиены, прием пищи, прогулка на свежем воздухе, занятие физкультурой и спортом. Главные правила: разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом. В школьные годы надо учиться беречь время!

Режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов. При соблюдении режима дня у школьников образуются условные рефлексы на время: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Режим дня школьников способствует нор­мальному развитию, укреплению здоровья, воспита­нию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и других индивидуальных осо­бенностей ребенка. Режим дня предусматривает опреде­ленную продолжительность различных занятий, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение пра­вил личной гигиены.
Каждый день школьника должен начинаться с 
утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.

После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30—28°, а через каждые 2—3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12—13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами готовит организм школьника к трудовому дню.

Большое внимание в режиме дня школьника дол­жно быть уделено питанию. Правильно организован­ный режим питания (4—5-разовый прием пищи) име­ет большое значение для его нормального физическо­го и нервно-психического развития. Особенно полез­ны молоко и молочные продукты.

Исследованиями физиологов и гигиенистов уста­новлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время с детьми следует проводить наиболее трудоем­кие занятия.

Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Для школьников младшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников начального звена рекомендуется отводить около 1,5—2 часов в день. При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается. Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи родителям по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.

Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказано, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года — игры с мячом, скакалкой, кегли; зимой — катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Занятия спортом  делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 – 3.5 часов.

Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час. Учащиеся должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30—21 час.
Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии. Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16—18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.

 

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

- Правильное чередование труда и отдыха.
- Регулярный прием пищи.
- Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
- Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
- Определенное время для приготовления домашних заданий.
- Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.



Беседа на тему:

Правильное питание — основа здорового образа жизни.


Именно питание поддерживает биологическую жизнь, обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей его средой. Нормальная жизнедеятельность человека возможна только при условии поступления в организм необходимого (сбалансированного) количества энергии и строительного материала (белка). Энергию, которую организм получает из пищи при ее сгорании, он расходует на две цели: для обеспечения своей жизнедеятельности и для выполнения какой-либо работы. Затрачиваемую энергию организм постоянно восполняет из пищи. Потребление и затраты энергии должны быть равными. Организм человека, особенно младшего школьника, очень чувствителен и к избытку, и к недостатку энергии, а, следовательно, к поступлению в него пищевых веществ.

Затраты энергии человек восполняет соответствующим приемом пищи. Именно в процессе питания организм получает необходимую ему энергию. Причем с различными продуктами он получает различное её количество, то есть у них разная энергетическая ценность или калорийность. Суточная потребность в калориях для детей и подростков от 8 до 11 лет составляет для мальчиков 2700 килокалорий, а для девочек 2450 килокалорий.

Если калорийность пищи не покрывает расхода энергии организма, то это приводит к его белковому и витаминному голоданию. Такое состояние опасно для организма. Длительное голодание приводит к значительному уменьшению массы тела организма, нарушает его функции, у детей при этом замедляются рост и развитие. Избыточная энергия, которая поступает в организм с пищей, ведет к увеличению массы его тела. Организм с пищей должен получить столько же энергии, сколько он потратил в течение суток. Питание, отвечающее этому условию, и называется сбалансированным.

Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.

Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий его правильного гармоничного развития. Школьный период  характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием человека.

Правильное питание требует от школьников выполнения двух условий: умеренность и разнообразие.

Что означает умеренность?

Сократу принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают переваривать пищу.

Что значит разнообразие?

Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово«витамин». Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600г овощей и фруктов

Для нормальной жизнедеятельности наряду с белками, жирами и углеводами организму необходимы витамины. Очень малое их количество оказывает мощное химическое воздействие на обмен веществ в организме. Недостаток или отсутствие какого-либо витамина приводит к тяжёлому нарушению обмена веществ – авитаминозу.

Витамины образуются в растительных организмах. Поэтому их много в растительной пище. Есть они и в пищевых продуктах животного происхождения. Наш организм нуждается во многих различных витаминах. Для удобства их называют буквами латинского алфавит

Витамин С содержится в продуктах растительного происхождения (в ягодах шиповника, черной смородины, в капусте, помидорах, лимоне, апельсине, перце, укропе, моркови, свёкле, фасоли, картофеле и т.д.

Витамин А обнаружен не только в ряде продуктов растительного происхождения, но и в животной пище (в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, яичных желтках, печени, рыбьей икре). А также содержится в моркови, шпинате, абрикосах, красном перце. Когда организм совсем не получает этот витамин или получает его очень мало, поражаются различные органы: наружная оболочка глаза, лёгкие, кишечник. При недостатке витамина А у людей повышается восприимчивость к инфекционным болезням. Витамин А влияет и на рост молодого организма. При недостатке этого витамина в пище дети плохо растут.

Витамины группы В содержатся во многих продуктах растительного и животного происхождения. К этой группе относятся несколько витаминов, например В1, В6, В11, В12.

Витамин Д содержится в рыбьем жире, печени, желтке куриного яйца и многих других продуктах. Когда в пище не хватает витамина Д, у детей развивается рахит. При рахите рост ребёнка замедляется, скелет неправильно формируется. Для предупреждения и лечения рахита применяют искусственные препараты витамина Д . Важную роль в предупреждении и лечении рахита играет солнечный свет.

Вывод: кроме питательных веществ, с пищей обязательно должны поступать в организм все необходимые человеку витамины. Только при этом условии обмен веществ в нашем теле протекает нормально.

Важно не только то, что мы едим , но и в какое время. Под режимом питания понимают его кратность в течение суток, определенные интервалы между приемами пищи и распределение суточного рациона. Для детей школьного возраста оптимальным является 4—5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует:
(
рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора)
Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.
Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.
Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.  

Полноценное и правильно организованное питание — необ­ходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

 

 

Беседа на тему:

Физическая активность – путь к здоровью!


«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать  наших детей вести активный образ жизни.

Среди многих факторов, которые могут влиять на здоровье детей, по интенсивности воздействия на первом месте оказывается двигательная активность.

Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, нахождение в транспорте - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой физической активности. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей, а тем более - подростков и младших школьников Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать малую подвижность и в то же время не приводить к их переутомлению.

Движение — это жизнь, а жизнь — это движение. Именно движение, является одним из основных факто­ров целенаправленной организации здоро­вого образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и ук­репления здоровья, работоспособности.

В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов. Большая подвижность детей и подростков благоприятно воздействует на их головной мозг и способствует развитию умственной деятельности.

Двигательная активность должна соответствовать потребностям организма школьника. Она должна быть для него оптимальной. Недостаток движения приводит к гиподинамии – у ученика ухудшается кровообращение, дыхание и пищеварение. Ухудшается память, внимание, снижается умственная и физическая работоспособность, он чаще болеет. Высокий уровень физического развития будет благоприятно влиять и на умственные способности ученика.

Физическая активность является одним из ключевых аспектов здорового образа жизни:

  • она делает человека физически привлекательным;

  • существенно улучшает его здоровье;

  • увеличивает продолжительность жизни и улучшает ее качество;

  • снижает риск развития многих заболеваний;

  • помогает справиться со стрессами и избежать депрессии;

  • помогает поддерживать нормальную массу тела.

«Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». Ж. Руссо. Ходьба  - одна из лучших и наиболее доступных и легко дозируемых форм активизации двигательного режима. Умеренно напряженная и достаточно длительная работа крупных мышечных групп при ходьбе положительно влияет на сердечную мышцу и сосуды и оказывает благоприятное воздействие на функции кровообращения и дыхания, на деятельность кишечника и почек, на нервную систему.

Среди видов спорта, способствующих предотвращению сердечно-сосудистых заболеваний, на первое место можно поставить бег и ходьбу. Обе формы физических упражнений просты, доступны всем, повсюду применимы и не нуждаются в особом материальном техническом обеспечении.

В спортивной и оздоровительной деятельности младшие школьники участвуют в спортивных и физкультурных занятиях, оздоровительных процедурах. В спортивных секциях школьники принимают участие в организации соревнований, турниров, дней здоровья. Такие соревнования полезны не только для здоровья детей, они развивают их активность, заставляют стремиться к победе и учиться правильно проигрывать, так как принимать поражение также нужно достойно.

Физическое здоровье младших школьников укрепляется закаливанием. Закаливание организма – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, вырабатывают иммунитет, улучшают терморегуляцию, укрепляют дух. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации при необходимости в критических условиях.

Систематическое закаливание рекомендуется начать с воздушных ванн. Весьма полезны прогулки и занятия спортом на свежем воздухе, сон при открытой форточке. Более эффективны и легче регулируемы водные процедуры. Главная заповедь при этом – чем холоднее вода, тем короче должно быть время процедуры. Закаливающие процедуры не должны вызывать неприятных ощущений, появление “гусиной кожи”.

При проведении общего закаливания рекомендуется следующая последовательность процедур: обтирание, обливание, душ, купания.

Лучшее средство против ОРВИ – сильный иммунитет, а для этого замечательно помогут всевозможные способы закаливания. Главное при закаливании – соблюдать  “золотые правила” профилактики: постепенность и систематичность, и помнить, что во время острых заболеваний все виды закаливания противопоказаны. Замечательный эффект даёт метод контрастного закаливания с резкой сменой температуры воды. Это может быть контрастный душ или обливание с чередованием холодной и горячей воды. По окончании процедуры кожа должна быть холодной, но внутри тела – ощущение тепла, которое расширяется наружу, согревая всё тело. Закаливание организма необходимо проводить изо дня в день, без длительных перерывов и независимо от погодных условий – в этом залог положительного результата закаливания. Закалка – это хорошая подготовка к взрослой жизни.

 

Беседа на тему: Нет вредным привычкам!


Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. Не зря наши далекие предки подметили, что привычка – вторая натура. Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки способствующие сохранению здоровья, считаются полезными, а привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.

В табачном дыме содержится до 4000 химических веществ, часть их является канцерогенными, т.е. способствующими возникновению злокачественных опухолей. Одной из вреднейших составляющих табачного дыма является никотин. В табачном дыму содержатся также синильная кислота, мышьяк, аммиак, радиоактивный полоний. Смертность курящих на 30-80 % выше смертности некурящих. Курение является одной из причин рака легких. Курение вызывает склероз сосудов, повышает риск инфаркта и инсульта, хронический бронхит, гангрена ног. Курение ведет к разрушению зубной эмали, часто желтеют пальцы. Изо рта курящего исходит неприятный запах. Многие начинают курить, чтобы казаться взрослее. Но и повзрослев по-настоящему, часто уже не могут бросить курить, оказавшись в зависимости от табака.

Мы живем в век всевозможных и самых разнообразных пристрастий. И самым пагубным из них является алкоголь. Принятый внутрь, он быстро всасывается в желудок, кишечник и поступает в кровь. И чем моложе человек, тем чувствительнее он к токсическому действию алкоголя. Поэтому, особенно вреден алкоголь для растущего организма. От алкоголя происходят значительные нарушения мозга, слабеет память, нарушается сон, зрение, замедляется рост, мерещатся голоса, звуки. Алкоголизм, хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы. Недаром говорят: «Потянешься за водкой - будет жизнь короткой». Пьянство ведёт за собой 6 зол: бедность, раздор, болезнь, потерю репутации, позор и ослабление умственной активности. Алкоголь - это средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо. Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, в то же время у ребенка такие изменения происходят через 3-4 года.

Термин "наркомания" связан с понятием "наркотик" (от греч. narkotikos- усыпляющий). Группу наркотиков в узком смысле слова составляют так называемые опиаты – вещества, которые добывают из мака: морфин, кодеин, героин, метадон. Говоря о наркомании, мы имеем ввиду вещества, формирующие психическую зависимость от их потребления. Таким образом, в настоящее время термин "наркотическое вещество" (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. Наркомания – одна из самых страшных бед, которая может искалечить не только личную жизнь каждого, но и привести к гибели целую нацию. И это не просто «суровые слова». Наркобизнес приносит прибыль тем, кому это выгодно, и поэтому наркодельцам безразлично, кого затянуть в свои сети, лишь бы были деньги. Очень большая доля уходит на обработку подростковых умов. Поэтому одурманивающие вещества могут выглядеть очень привлекательно: в виде жвачек, таблеток, витаминов, сигарет, приятно пахнущих веществ. Попробовав их, человек,  даже взрослый, попадает в ситуацию маленькой рыбки - будет постоянно, находиться под угрозой быть съеденным. Положение детей еще более серьезней. Все наркотики они очень опасны для здоровья, от наркотической зависимости очень трудно вылечиться. Наркотики часто называют белой смертью. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Хронические наркоманы живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит у него действительно есть смелость и воля.

Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы(сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг),  снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т. к. они вызывают зависимость (болезнь). Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает. Вывод – лучше всего не иметь вредных привычек! Считается, что здоровье человека зависит от наследственных факторов, от условий внешней среды и от самого человека - от того образа жизни, который он ведет. Правильная организация свободного времени (музыка, спорт, танцы, «хобби») – один из способов отвлечения детей от курения, пьянства, наркомании.

^ Наверх